Профилактика суицидов
Самоубийство является одной из серьезных проблем современного общества, актуальность которой характерна для стран с совершенно разными социально-экономическими условиями, культурными и религиозными традициями.
Одними из наиболее суицидально опасных возрастов являются подростковый и юношеский, когда происходит формирование сексуально-ролевой идентификации, особо остро переживаются неразделенная любовь, конфликты с друзьями, родителями, школьные проблемы.
Детям более свойственны импульсивные действия. Неокрепшая психика вкупе с неумением справляться с проблемами может привести к печальным последствиям из-за любой сложной ситуации. До 14 лет обычно происходят спонтанные самоубийства. Подростки же тщательно готовятся к ним.
К счастью, только 1 случай суицидального поведения из 100 закачивается летальным исходом. Но все же необходимо внимательно относиться к ребенку с подобными наклонностями. Если вовремя не решить проблемы, приведшие к желанию покончить с собой, попытки самоубийства будут повторяться.
Если внимательно присмотреться к близкому человеку, можно заметить признаки, указывающие на его склонность к самоубийству. Зачастую, люди склонны верить больше мифам о суициде, чем фактам. Поэтому рассмотрим их различия.
Мифы и факты о суициде
Миф | Факт |
Если человек говорит о самоубийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание. | Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и, таким образом, «кричит» о помощи и ставит в известность о своей боли людей. |
Настоящее самоубийство случается без предупреждения. | Примерно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке. |
Самоубийство—явление наследуемое, значит, все равно ничем не поможешь. | Оно не передается генетически. Человек использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении. |
Те, кто кончает собой, психически больны, значит им нельзя помочь. | Многие совершающие самоубийства не страдают никаким психическим заболеванием. |
Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Лучше избегать этой темы. | Разговор о самоубийстве не является его причиной, но может стать первым шагом предупреждения суицида. |
Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что, опасность позади, можно не заботиться об этом. | Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата. |
Покушающийся на самоубийство желает умереть, поэтому помочь ему нельзя. Это их дело. |
Подавляющее большинство суицидентов хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другого выхода, поэтому перед суицидальными действиями они часто обращаются за помощью. Иногда они прямо говорят о самоубийстве, а иногда говорят о невыносимом страдании, о бессмысленности жизни, о вине, о бессилии и т.п. |
Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить. | Большинство суицидентов вынашивает свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим. |
Все самоубийцы— депрессивные люди, поэтому помочь им может только врач. | Не все суициденты страдают депрессией. Практически самоубийство может быть осуществлено любым человеком, любого типа характера, с любыми наклонностями. |
Наличие хотя бы 2-3 симптомов должно насторожить родителей и учителей. В этом случае необходимо сразу же обратиться за помощью к психологу. Специалист оценит уровень риска суицида, поможет разобраться с проблемами.
Профилактика суицидов
За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые. Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью.
Что можно предпринять, если вы заметили первые признаки суицидального поведения.
Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими детьми – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку.
Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал, съездить в выходные на пикник, найти для ребенка хобби, которое будет ему нравиться, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей и прочее. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку или рыбку. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
В-третьих, необходимо соблюдать режим дня. Проследите за тем, чтобы ребенок хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.
И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.