«Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних»
Принято считать, что самое безопасное место для ребёнка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, здесь рядом с ребёнком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нём. Однако в последнее время всё чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Насилие в отношении детей имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе характером или личностными проблемами окружающих взрослых, семейными традициями и др. Причём утверждение, что подобное явление имеет место только в социально неблагополучных семьях, сейчас уже признано мифом.
В последние десятилетия к насилию, совершаемому родителями и другими близкими членами семьи в отношении детей, было отнесено физическое, сексуальное и психологическое насилие. Агрессорами часто выступают родители, мачеха или отчим, приёмные родители, братья или сестры и другие члены семьи и попечители.
Насилие дома и в семье чаще всего осуществляется под видом дисциплинирования ребенка, т. е. применения к нему мер физического и (или) психологического воздействия.
Оскорбления, брань, изоляция, отторжение, угрозы, эмоциональное безразличие и унижение являются формами насилия, которые могут нанести ущерб психическому развитию и благополучию ребёнка, особенно если они исходят от уважаемого взрослого человека, каковым является родитель.
Семейное насилие применяется с целью обретения полной власти и контроля над ребенком. Иногда родители намеренно совершают над своими детьми физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, чтобы унизить и контролировать своего супруга или сожителя.
Как правило, насилие в семье характеризуется следующими чертами:
•если насилие уже имело место, то обычно с течением времени частота его повторения и степень жестокости возрастают;
•насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком;
•часто наблюдается сочетание различных видов насилия;
•он переживает последствия акта насилия.
Последствия сексуального насилия для ребёнка самые тяжелые.
Какую информацию усваивает ребёнок, испытавший сексуальное насилие? Он думает:
•если взрослые ласково обращаются с ним, то они хотят заняться сексом;
•невозможно получить то, что хочешь, если не вести себя сексуально;
•взрослые способны причинить боль, а родители могут не встать на защиту;
•мир – это ужасное место, где твои чувства не принимаются в расчёт.
Педагогическим работникам при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:
1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы.
2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.
4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:
неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;
несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;
противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;
обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;
отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;
неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;
обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.
Данные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имеет место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание в первую очередь родителей и педагогических работников.
Также поводом для информирования законных представителей обучающихся или сотрудников ОВД о наличии признаков насилия может быть:
информация, поступившая от ребенка;
информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;
информация, поступившая от работников учреждения образования;
информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;
информация, поступившая от медицинского работника