Мероприятия по профилактике нарушений осанки и остроты зрения школьника
Мероприятия по профилактике нарушений осанки и остроты зрения школьника (рекомендации для родителей). Зрение для человека представляет величайшую ценность, и о том, как научиться беречь его смолоду и сохранить на протяжении долгих лет активной жизни, должен знать каждый.
Число близоруких учащихся увеличивается по мере увеличения школьного стажа.
Миопия чаще всего встречается у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Многие ученики, пользуясь отсутствием взрослых, совмещают выполнение домашнего задания с просмотром телевизора или компьютерной игрой, что крайне недо
Масса ежедневного комплекта учебников учащихся общеобразовательных учреждений с письменными принадлежностями (без массы ранца) должна предусматриваться не более:
- 1,5 кг для учащихся 1 – 2 классов;
- 2,5 кг для учащихся 3 – 4 классов;
- 3,0 кг для учащихся 5 – 6 классов;
- 3,5 кг для учащихся 7 – 8 классов;
- 4,0 кг для учащихся 9 – 11 классов.
В соответствие с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к ранцам, рюкзакам, портфелям ученическим», утвержденными постановлением МЗ РБ от 4 марта 2010 г № 42:
- Вес ранцев, рюкзаков и портфелей ученических должен быть:
- для учащихся начальных классов — не более 600 — 700 граммов;
- для учащихся средних и старших классов — не более 1000 граммов;
- а размеры должны обеспечивать удобство при ношении.
Основные профилактические мероприятия в домашних условиях:
Постель ребенка должна быть жесткой, ровной, устойчивой, с невысокой плоской подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучить спать ребенка на спине или на боку, но, не свернувшись «калачиком».
Сон должен быть не менее 8-10 часов в хорошо проветренном помещении. Приходя из школы, после обеда ребенок должен лечь отдохнуть час-полтора, для того, чтобы дать отдых мышцам спины и освободить от нагрузки позвоночник.
Рабочее место в домашних условиях должно быть правильно организовано, хорошо освещено.
В помещениях для 1 — 4 классов должны быть оборудованы индивидуальные шкафчики-ячейки или встроенные шкафы для хранения принадлежностей для уроков трудового обучения, книг для дополнительного чтения в классе, учебников и учебных пособий (первые классы).
Необходимо освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой.
Освободить ребенка, имеющего нарушения зрения, от дополнительных занятий, связанных с нагрузкой на зрительный анализатор.
Обеспечить активный отдых школьника во внеучебное время с максимальным пребыванием на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, условия и организация их проведения зависят от возраста и состояния здоровья.
Для детей младшего школьного возраста общая продолжительность прогулок должна составлять не менее 3,5 часов в день, для детей среднего школьного возраста – не менее 3 часов, старшего школьного возраста – не менее 2,5 часов. В выходные дни и каникулярное время продолжительность пребывания детей на свежем воздухе увеличивается на 1,5-2 часа (занятия по интересам, экскурсии, походы и т.д.).
Нельзя приступать к приготовлению домашних занятий сразу после школы. Это усугубляет наступившее в школе понижение зрительных функций учащихся, тогда как 2 часа отдыха после занятий в школе уменьшают общее утомление, что улучшает и зрительные функции. Порядок выполнения домашних заданий выбирается ребенком по собственному усмотрению.
По завершении отдельных этапов работы, но не более чем через 30-40 минут, следует делать перерыв на отдых. · Домашние задания в общеобразовательных учреждениях должны задаваться учащимся с учетом возможности их выполнения во втором классе — до 1,2 часа, 3 — 4 классах — 1,5 часа, 5 — 6 классах — 2 часов, 7 — 8 классах — 2,5 часа, 9 — 11 классах — 3 часов.
Необходимо обеспечить регулярное, разнообразное, физиологически полноценное питание с обязательным присутствием в рационе продуктов, богатых белком (молоко и молочные продукты, мясо, рыба, яйца, орехи и др.), животных жиров и растительных масел, зерновых продуктов, меда, овощей, ягод и фруктов.
Исключить из рациона ребенка газированные напитки, ограничить сладости, шоколад и какао, употребление которых может явиться причиной дефицита кальция и хрома, нарушения фосфорно-кальциевого обмена.
Строго выполнять врачебные назначения и рекомендации по лечению и коррекции выявленных нарушений осанки и остроты зрения.
Обеспечить в семье спокойную доброжелательную обстановку.
Неприемлемы неадекватность и жесткость требований, угрозы, наказания, насмешки, особенно по отношению к детям с серьезными проблемами, которые нужно преодолеть.